Посмотрите на этот снимок. Он сделан в Берлине пятнадцать лет назад. На ступеньках каменной лестницы, ведущей к иссеченному пулями и осколками рейхстагу, 5 мая сорок пятого года, в День печати, собрались корреспонденты «Правды», «Известий», «Красной звезды», ТАСС, радио, Совинформбюро и других органов печати и информации. Вместе с войсками 1-го Белорусского фронта эти военные журналисты штурмовали фашистский Берлин и ежедневно в своих корреспонденциях, написанных на поле боя, сообщали народу, как идет заключительное сражение Великой Отечественной войны.
Тогда, в суровую военную пору, в качестве корреспондентов центральных, фронтовых, армейских и дивизионных газет вместе с журналистами самоотверженно трудились писатели, драматурги и поэты. Многие представлены и на снимке. Вон справа, рядом с Евгением Габриловичем, стоит улыбающийся Всеволод Вишневский с георгиевским крестом и медалями на морском кителе. Далее — Александр Бек и Цезарь Солодарь в солдатских пилотках. В самом центре видно широкоскулое лицо Бориса Горбатова, а слева, в верхнем ряду, скрестил руки на груди Виктор Полторацкий.
Все мы тогда, принадлежа к корреспондентскому корпусу, обслуживавшему войска всех фронтов и флотов, были однополчанами: правдисты И. Золин, Я Макаренко, М. Мержанов; известинцы Л. Кудреватых, М. Долгополов, краснозвездовцы И. Ануфриев, Л. Высокоостровский, П. Трояновский; тассовцы, работники Совинформбюро, радио, фотокорреспонденты А. Капустянский, О. Кнорринг, А. Морозов, М. Редькин и другие, затеявшие эту съемку... Друзьями-однополчанами остались на всю жизнь не только эти журналисты, снявшиеся у рейхстага, но и все, кто пламенным словом призывал воинов к победе, кто описывал подвиги, совершенные нашими отважными пехотинцами и летчиками, артиллеристами и моряками, саперами и танкистами в битвах под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, на Днепре, Висле, Одере и Шпрее; кто вместе с передовыми подразделениями врывался в освобождаемые от гитлеровцев города.
Все мы, военные журналисты, независимо от того, сколько звездочек искрилось на погонах, были рядовыми корреспондентского корпуса. Когда это требовалось для очерка или корреспонденции в номер, мы ходили в атаки вместе с пехотой, забирались в башни танков, летали на штурмовиках и бомбардировщиках, опускались в морские глубины с экипажами подводных лодок, становились партизанами и подпольщиками. Немалые потери в борьбе с врагом понесли боевые журналистские подразделения. В Москве, в Центральном Доме журналиста, на видном месте установлена мраморная доска, на которой золотыми буквами вырублены имена наших товарищей - работников центральной прессы, погибших в боях за Родину: А. Анохин, К. Бельхин, А. Гайдар, В. Иванов, М. Калашников, П. Лидов, А. Огин, П. Олендер, С. Струнников, М. Трошкин...
Имена тридцати семи газетчиков занесены на эту памятную доску. А сколько еще скромных могильных холмиков возвышается возле дорог войны, холмиков, под которыми покоится прах погибших в боях работников фронтовых и армейских газет, двухполосок-«дивизионок», всегда находившихся с бойцами на передовой линии огня! И сегодня, в День победы, мы с большой душевной теплотой чтим их память, как и память всех советских воинов, отдавших жизнь за свободу и независимость Родины.
Годы войны выработали определенный стиль корреспондентской работы; тяжелая фронтовая обстановка создала своеобразные традиции, следовать которым, на мой взгляд, весьма полезно нашей журналистской молодежи. Что же это за стиль? Каковы эти традиции?
Прежде всего хочется сказать о самоотверженной преданности своему корреспондентскому долгу, о таком стиле работы, придерживаясь которого фронтовики-журналисты порою ради одной-двух строк или фотографий смело преодолевали любые трудности. Помнится, например, такой случай. «Красной звезде» для того, чтобы наглядно опровергнуть лживые измышления геббельсовской пропаганды о мнимом падении Севастополя, потребовалось документальное доказательство, что город-герой продолжает сражаться. Узнав о таком задании, фотокорреспондент Виктор Темин тут же помчался на базу подводных лодок. Уговорив командира взять его на борт одной из них, он высадился в осажденном врагом Севастополе, провел весь день под огнем, сделал десятки снимков и следующей же ночью вернулся на материк. До сих пор вспоминается один из сделанных В. Теминым севастопольских снимков: среди дымящихся развалин города стоит памятник В. И. Ленину. Вокруг идет бой, и Ленин, вытянув вперед руку, как бы призывает воинов на подвиги во имя Родины!
Буквально на моих глазах, под вражескими бомбами собирая политически острый и важный материал о «челночных» воздушных операциях американской авиации, в день третьей годовщины начала войны погиб правдист Петр Лидов. Не вернулся с боевого задания, вылетев в качестве стрелка-радиста на штурмовике, корреспондент «Красной звезды» Л. Вилкомир. Во время этого полета он хотел своими глазами посмотреть, как ведут себя в боевой обстановке летчики-коммунисты. Это нужно было для очерка о работе партийной организации авиаполка. Предательской автоматной очередью был сражен насмерть фронтовой корреспондент П. Олендер. Его убили «бандеровцы», когда в украинском селе он собирал для газеты материал, обличающий их в злодеяниях против народа.
Фронт с первых же дней борьбы с врагом настоятельно учил: не пиши о том, чего сам не видел в чем сам не принимал участия! Видеть все самому, разговаривать самому с участниками описываемого события было одной из важнейших сторон стиля работы подавляющего большинства журналистов-фронтовиков... Правдивость, предельная точность описываемых событий были одним из главных достоинств лучших корреспонденций, написанных с фронта. И следовать этому — значит бережно сохранять и развивать боевые журналистские традиции.
Естественно живущее в душе каждого журналиста стремление увидеть в своей газете такой интересный материал, которого нет в другом издании. Это чувство к «своей газете» жило в сердцах многих фронтовых корреспондентов и в годы войны. В широко известной песенке, написанной К. Симоновым, так и говорится:
Жив ты или помер,
Главное, чтоб в номер
Матерьял успел ты передать
И чтоб, между прочим,
Был «фитиль» всем прочим... |
Но при всем стремлении к «фитилям» в нашем журналистском корпусе на протяжении всей войны свято соблюдалась солдатская традиция «сам погибай, но товарища выручай». Я не знаю ни одного случая, чтобы кто-то из фронтовых корреспондентов, узнав об интересном эпизоде, не поделился бы со своими товарищами; чтобы, выезжая на тот участок фронта, где ожидаются события, не прихватил бы в свою машину корреспондентов, не имеющих транспорта; чтобы кто-то отказался отвезти на узел связи или доставить в другую редакцию материал собрата по перу. Взаимоотношения между журналистами, работавшими на фронте, определялись законами советского войскового товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки. И этим сильна наша печать, это определяет успех подготовки всех ее материалов, предельно правдивых, точных, политически заостренных.
А как же «фитили»? Они, конечно, были. И суть их заключалась главным образом в том, чтобы об известном всем факте или событии рассказать читателям интереснее, нежели это сделано в другой газете, чтобы привлечь для этого такие важные детали, которых не сумела подметить другая газета. За такие «фитили», свидетельствующие о журналистском мастерстве, думается, не грешно ратовать и теперь...
Но вернемся к фотоснимку, которым начаты эти заметки. За пятнадцать лет, прошедших с того памятного Дня печати, жизнь разбросала нас, однополчан 1-го Белорусского фронта, по многим местам; иными стали и тематика, и жанры нашей журналистской работы. Бывший майор М. Мержанов стал одним из видных спортивных обозревателей, бывший майор Л. Железное - секретарем в молодежной «Юности», а бывший подполковник П. Трояновский - в «России». Бывшие офицеры Я. Макаренко и Г. Пономарев стали зарубежными корреспондентами «Правды», Л. Кудреватых теперь свои «фитили» поджигает «Огоньком», российскую литературу пропагандирует в новой газете ее главный редактор В. Полторацкий. А иные, как, скажем, И. Золин, Л. Высокоостровский, А. Морозов, и по сей день продолжают трудиться в военной прессе...
У каждого новые темы, новые жанры. Но, кажется мне, творчески решая задачи борьбы за мир, мы, журналисты, и прежде всего журналисты-ветераны Великой Отечественной войны, должны и сами не забывать и напоминать об этом молодым, к их счастью, и не нюхавшим пороха собратьям по перу, что одним из важнейших оплотов мира является повседневная готовность нашего народа к защите Родины...
И чем чаще и громче будет на страницах печати звучать страстное слово о героизме, о любви к Родине, о готовности к ее защите oт любых посягательств любых враждебных сил, тем прочнее станет общее дело всех свободолюбивых народов - дело мира.
Полковник Н. ДЕНИСОВ