|
|
|
|
|
Военный корреспондент
|
Мы спешили в танке громыхающем,
На машине с ящиками мин
На передний край, где дым пожарища
Стлался среди вздыбленных равнин.
От КП ползли мы под разрывами.
В полумраке тесных блиндажей
Чувствовали мы себя счастливыми
Средь героев будущих статей.
В дерзких поединках минометчиков,
В поисках разведчиков ночных
Находили мы сюжеты очерков:
Жаль, тогда нам было не до книг.
Нас комбат из фляги щедро потчевал,
Предлагал остаться до утра:
- Заночуйте, не блуждать же ночью вам?
|
У редакционной машины газеты
«Боевой путь» |
Но ответ один был:
- Нам пора! Нам пора!
Расстанемся до встречи мы.
Нам редактор дал короткий срок:
«Быть на месте не позднее вечера.
В номер - гвоздевых сто сорок строк!..»
Мы брели в грязи распутиц веснами,
Мерзли под обстрелами зимой,
И газета наша двухполосная
Летописью стала фронтовой.
И не зря перо к штыку гвардейскому
Приравняла на войне страна,
Скромному газетчику армейскому,
Как бойцу, вручая ордена.
Юрий Чернов |
|
Сергей Борзенко
Писатель, журналист. Окончил Харьковский электротехнический институт. В 1930-е годы работал в газете «Краматорская правда». Во время Великой Отечественной войны - фронтовой корреспондент газеты 18-й армии «Знамя Родины», газеты 1-го Украинского фронта «За честь Родины». С 1944 - корреспондент газеты «Правда». Герой Советского Союза. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, медалями, иностранными орденами. |
Всеволод Вишневский
Советский писатель, драматург. Работал редактором журнала «Краснофлотец». В качестве корреспондента «Правды» участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войнах. В 1934-1948 годах был главным редактором журнала «Знамя».
Человек слова и долга, он одним из первых среди писателей ринулся на фронт. 25 июня он был уже в Ленинграде, 27-го - в Таллине, в боевой обстановке, - как политработник Военно-Морского Флота и военный корреспондент «Правды».
Переход нашего Балтийского флота из Таллина в Кронштадт в августе 41-го года - это, по свидетельству Н.Чуковского, «одно из самых героических и трагических событий войны», - проходил при непосредственном участии Вс.Вишневского. За боевые заслуги и политическую работу в этом переходе ему было присвоено звание бригадного комиссара.
Из Кронштадта Вишневский приехал в Ленинград и пробыл в нем весь блокадный период, ставший для грядущих поколений легендой и символом непокоренности.
Как только миновала опасность для Ленинграда, Вишневский вслед за отступающим врагом вместе с частями Красной Армии двинулся на Запад. Прогнозы его сбывались, слова, сказанные еще в 42-м, обретали живую реальность: «Прорвем кольцо, пойдем по старым дорогам, на Запад... В Таллин, в Ригу, в Кенигсберг, где старый Кант просился в русское подданство, и до площади Берлина, где немцы сдавали ключи русским в 1760-м!»
Через Карельский перешеек, через Выборг, Прибалтику вел путь Вишневского к Берлину.
«СССР наступает неумолимо, неотвратимо,- пишет он в эти дни. - Дела в Германии становятся похожими на геологические оползни - за ними будет и обвал!»
Этим обвалом, осуществленной мечтой Вс.Вишневского, явилась капитуляция Берлина, очевидцем которой он был лично. Право на поездку в Берлин и присутствие при капитуляции в роли корреспондента «Правды» Вишневский оговорил давно, еще тогда, когда его вызывали из осажденного Ленинграда в Москву с предложением вернуться в журнал «Знамя», главным редактором которого он был до начала войны.
Деятельность Вишневского в годы войны выходила далеко за рамки литературы и журналистики. Он был по своей натуре военным человеком, его связь с флотом, армией являлась глубоко органичной. Ему присвоили воинское звание бригадного комиссара, но дело было даже не в звании, а во внутреннем ощущении себя военным литератором. «Мы комиссары, отвечаем за всю военную и политическую работу». Эта запись в дневнике Вишневского отражает главное в понимании им своего долга. |
Александр Вязников
В августе 1941 года Вязников ушел на фронт и вплоть до окончания Великой Отечественной войны находился в действующей армии. Вначале - в строевых частях, а с апреля 1942 года - художником военных газет.
Пройдя вместе с армией весь путь войны: от первых тяжелых и трагических ее лет до блистательного триумфа - Дня Победы, А. Вязников глубоко понял жизнь советского солдата и офицера, нелегкие будни тружеников войны, всем сердцем пережил потери близких друзей, горе разлук и радость встреч. Вот почему его рисунки так многообразны по сюжетам и настроениям, по запечатленным в них человеческим чувствам и характерам.
С карандашами и альбомами, заполненными набросками, беглыми, как стенографические записи, то рисунками, более проработанными, он появлялся в частях, сам принимал участие в жарких и тяжелых боя.
Был ранен. Каждая поездка в часть обогащала его новыми оставшимися на всю жизнь впечатлениями. Предельная нервная напряженность, буквально бешеный темп работы, в сравнении с которым меркла былая газетная суета, повышали творческую восприимчивость художника, заставляли работать быстро, почти мгновенно схватывать главное.
Казалось бы Вязников не вел специального фронтового дневника, как многие известные художники. Но все же теперь, когда смотришь на все, сделанное за годы войны, раскладываешь рисунки по определенным темам, сюжетам, годам, создается широкая картина фронтовой жизни. Каждый рисунок вносит свою черточку в летопись войны, созданную художником. Все вместе они стали его фронтовым дневником, родившимся постепенно, как результат большой работы. <…>
Плакат Вязникова «Бешеной собаке - штык в живот! Раздавит фашистов советский народ!» (1941 год) показывал смелый натиск советского бойца, штыком преграждающего «наполеоновское» нашествие Гитлера на страну социализма. Лаконичный и выразительный плакат вселял уверенность в победу над фашизмом, в торжество советского народа.
В плакатах А.Вязникова отразились различные темы и этапы войны. Если в начале им присущи чувство трагического, призыв к мести, задача воспитать в бойце ненависть к фашистским захватчикам, то в плакатах, созданных накануне окончательного разгрома врага, стали характерными иные качества, прежде всего прославление нерушимой мощи Советской Армии и победная тема Советской Армии-освободительницы.
|
|
А.Г.Вязников. «Письмо из тыла», рисунок из фронтового альбома.
Карандаш. 1943 год.
|
|
Борис Горбатов
Русский советский писатель, сценарист, публицист. С 1930-х годов работал очеркистом в редакции "Правды". В годы Великой Отечественной войны был военкором. Награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, "Знак Почета", медалями.
|
|
У границы Германии (слева направо): Военный корреспондент «Правды» Борис Горбатов, кинооператор Роман Кармен и
военный фотокорреспондент «Комсомольской правды»
Григорий Капустянский |
|
Николай Денисов
В годы Великой Отечественной войны мне, как специальному корреспонденту газеты «Красная звезда», довелось побывать на многих участках огромного фронта. Листаю записные книжки тех суровых дней, перечитываю торопливые строки. Здесь и подробное изложение фактов, и очень сухие пометки, а то всего лишь фамилия солдата или офицера, отличившегося в бою. Но за каждой записью - день войны, напряжение всех сил народа. И захотелось в меру своих возможностей рассказать о событиях, свидетелем которых довелось оказаться, о людях, которые добывали победу.
Автор.
В Берлине: [фрагмент из книги «1418 дней фронтового корреспондента»]
Все средства борьбы, которыми Советская страна щедро оснастили свои поиска, были использованы для решительного удара по сердцу фашистской Германии. Тут впервые была предпринята ночная атака при «световом ударе» сотен прожекторов. Наши штурмовики и бомбардировщики, усиливая артиллерийский огонь, производили по пятнадцать-семнадцать тысяч вылетов в день.
Для освещения на страницах газеты этой завершающей операции наша редакция, как и редакции других центральных газет, выделила группы специальных корреспондентов. Когда мы с Е.О. Габриловичем добрались до района боевых действий, там уже находились Л.А. Высокоостровский, П.И. Трояновский, И.Ф. Ануфриев, С. И. Лоскутов, О.Б. Кнорринг и другие краснозвездовцы. Через несколько дней подъехали В.С. Гроссман, Б.А. Галин, К.М. Симонов, П.И. Коломийцев и И.А. Хитров. Много было корреспондентов «Правды», «Известий», «Комсомольской правды», Совниформбюро, ТАСС. Кто-то в Политуправлении фронта пошутил: боевые порядки журналистского корпуса по насыщенности специалистами всех жанров могут соперничать с оснащенностью техникой наших войск, наступавших на берлинском направлении. Позднее, когда Берлин был взят, в традиционный День печати корреспондентский корпус собрался на несколько минут возле рейхстага. Фотокорреспонденты и кинооператоры запечатлели на пленке такой торжественный момент.
|
Группа военных журналистов у рейхстага |
|
Леонид Кудреватых
В 1920-е годы был селькором газет «Правда» и «Беднота», а с 1927 - зав. отделом газеты «Вятская правда». В 1930-е годы работал в редакции газеты «Известия». В 1941-1945 - военный корреспондент «Известий» на Западном, Центральном, 1-м Белорусском и других фронтах. 8 мая 1945 года присутствовал при подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии. Автор книг и очерков о войне, выдающихся современниках. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета», медалями. |
Мартын Мержанов
Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. До войны сотрудничал в различных ростовских и краснодарских газетах, «Ленинградской правде», «Рабочей газете», «Водном транспорте», «Труде». Был военным корреспондентом «Правды». В 1985 году его именем в Славянске Донецкой области названа улица. Кавалер орденов Красной Звезды и Отечественной войны II степени. Заслуженный работник культуры РСФСР.
Военный корреспондент «Правды» Мартын Мержанов |
Виктор Полторацкий (Погостин)
До начала войны окончил рабфак, а затем в литературный факультет Ярославского пединститута. Работал в газете «Рабочий край» и журнале «Пламя» (Иваново). Участник Великой Отечественной войны, военный корреспондент «Известий». Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны (I ст.), Трудового Красного Знамени.
|
Яков Потехин. От журналиста до комдива
Одним из «одержимых жаждой боя» был и Яков Потехин. Сейчас его грудь украшают ордера Ленина, три Красного Знамени, Кутузова II степени, два Отечественной Войны и один Красной Звезды, У него двенадцать наград за доблесть и командирское мастерство. Он командовал стрелковой дивизией. Советская печать может гордится им.
В начале войны Потехин заведовал отделом о фронтовой газете боевой позицией. Из-под его пера в те дни вышли брошюры «Стрелковое отделение в бою», «Разведчики», «Пулеметчики» и другие, изданные в Москве. Но Потехин не удовлетворялся работой в газете. Его тянуло в строй.
- Там мое место, - говорил он товарищам. - В полку...
- Фронт кругом вас. Вы делаете полезное дело, - отвечало ему начальство.
Однажды редактор вызвал к себе и сказал:
- Пока я здесь, вы никуда не уйдете...
Потехин не сдался. Как-то он зашел к начальнику политуправления фронта и высказал свою мечту. Но на это получил ответ:
- Могу назначить комиссаром Мгинского укрепрайона...
- Но я не был на политработе...
- Тогда оставайтесь в газете.
Во время одной командировки в Волхове Потехин встретился с командующим фронтом и попросился в полк. Ему тогда повезло. Журналиста зачислили заместителем командира по строевой части. Друзья-газетчики приветствовали и поздравляли его. Но редактор позвонил члену Военного Совета и уговорил его не подписывать приказа о назначении. Однако со временем и редактор сдался. В апреле 1942 года Потехина тепло проводили.
Влечение в строй у Потехина не исходило из какого-либо честолюбия. Еще до прихода в редакцию он командовал стрелковым батальоном, имел военное образование. Душа коммуниста, ненавидевшего фашизм, кадрового офицера - вот что звало его в бой. Весну и лето 1942 года Потехин был в полку, в обороне на Карельском перешейке, делая все, чтобы враг не переступил удерживаемые рубежи.
Осенью его вызвали в штаб и сказали:
- Вам поручается командование только что сформированной отдельной лыжной бригадой.
Для журналиста это было серьезным испытанием, проверкой. Бригада состояла из молодых ленинградских парней. Потехин много сил приложил, чтобы обучить их боевому делу. И ребята не подвели. Бригада отважно действовала при прорыве блокады Ленинграда. Ее бойцы, скользя на лыжах, отрезали пути отхода гитлеровцам из Шлиссельбурга, оказав огромную помощь командованию в выполнении задачи. Сам Потехин шел в рядах бойцов, умело ими управлял. За подвиги в этой операции Я. Потехин награжден орденом Красного Знамени.
Наступила весна, и бригаду расформировали. Потехина назначили заместителем командира стрелковой дивизии. В этой должности он участвовал в боях за снятие блокады города, наступал на Карельском перешейке, а потом воевал а Восточной Пруссии. И здесь его видели не в тылу, а там, где кипел бой. То он находился на наблюдательном пункте, то шел с головным полком, то появлялся в роте или батальоне, которым «туго приходилось» в наступлении.
Однажды ходил со взводом в разведку и получил нагоняй от командарма.
В феврале 1945 года Я. Потехину доверили дивизию. Свои полки он водил на штурм Кенигсберга. На одном из ответственных участков наступления его дивизия отбила двадцать одну яростную атаку противника, продвинулась вперед и блестяще выполнила поставленную перед ней задачу. В те дни наш герой был отмечен таким орденом, какой редко может иметь журналист. 24 апреля Потехин получил радиограмму, в которой говорилось, что он награжден орденом Кутузова II степени. В наградном листе было написано, что он «умело руководил своими частями при разгроме гитлеровцев под Кенигсбергом, проявил при этом личную храбрость и мужество».
Потехину пришлось повоевать и на Дальнем Востоке с империалистической Японией. В августе он вел передовой отряд стрелкового корпуса через Большой Хинган. Под его командованием бойцы брали Халун-аршанский укрепрайон, вместе с другими частями освобождали города Ванемяо и Кайтун. И здесь грудь командира из журналистов украсил новый орден.
А как же с печатью? Порывал ли он с ней? Нет! И в войну он не оставлял пера: писал в «Красную звезду» и в армейскую - «Знамя Победы». После войны работал в «Военном вестнике». Демобилизовавшись и вернувшись в Ленинград, сотрудничал в той же газете «На страже Родины», уже несколько лет внештатный корреспондент «Вечернего Ленинграда». Он член Союза советских журналистов. |
Михаил Савин
Михаил Иванович Савин родился в 1915 году. Начал трудовую деятельность в 16 лет. Был токарем на Московском заводе СВАРЗ. Окончил заочные курсы фотографии при Фототехнике ТАСС. С 1940 года - фотокор ТАСС по Белоруссии. В дни войны - фоткор военной газеты «Красноармейская правда». После войны работал фотокорреспондентом журнала «Огонек». |
Константин Тараданкин
Первая штатная работа в газете «Красный Курган», затем - пермская «Звезда» и «Рабочая Москва». С 1937 года репортер, военкор, спецкор в газете «Известия». В годы войны прошел с войсками до Варшавы. Автор сборника репортажей «Репортер выходит на задание» и нескольких книг о героях 30-х годов. Награжден орденами Отечественной войны (II степени), Боевого Красного Знамени, «Знак Почета», медалями «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы». |
Яков Чапичев
Яков Чапичев пришел в газету от поэзии, если можно так сказать. В 1931 году его призвали на военную службу. До этого работал в Крыму кочегаром паровоза. В том же году появилось и его первое стихотворение. Вскоре он стал младшим политруком. Еще больше увлекся поэзией. Его искренние стихи о Родине, о партии, о бойцах - героях гражданской войны, о товарищах по военной службе стали появляться в печати. В 1939 году в Крыму вышла первая книжечка стихов молодого военного поэта.
Ну, а от стихов его привела в газету прямая дорога, и Чапичев стал журналистом. Его взяли сначала в редакцию танковой бригадной газеты. В мае 1940 года он уже работал инструктором-литератором газеты 60-й танковой дивизии. В январе 1942 года его послали в армейскую газету «В бой за Родину» на Волховском фронте. Там он делал все, что требовалось от корреспондента. Журналист Семен Борзунов, работавший тогда вместе с Чапичевым в газете, писал:
«Со взводом лейтенанта Малахова он, например, побывал в боевом охранении и участвовал в отражении атаки гитлеровцев. В другом подразделении он пристроился к пулеметчику Белову и провел с ним в окопе около суток. Фашисты напролом лезли к переднему краю нашей обороны. Подпустив их на близкое расстояние, пулеметчик спокойно и уверенно разил врага. Чапичев, находясь тут же рядом, вел огонь из автомата. Так пулеметчик и газетчик отстояли очень важную позицию...»
Вскоре Чапичев перешел из газеты в батальон заместителем командира по политчасти. Он был неразлучен с бойцами, ходил рядом с ними в самые опасные схватки. Три ранения, полученные им в разные годы, говорят о многом.
Наиболее же ярко его мужество и отвага проявились в конце войны.
9 марта 1945 года шел бой за завод в городе Бреслау. Чапичев с одним бойцом, вырвавшись вперед и уничтожив восемь фашистов, отогнал противника на исходные позиции, В другом бою он возглавил атаку, первым бросился на врага.
Чапичев погиб в одной из рукопашных схваток. Указом Президиума Верховного Совета СССР 27 июня 1945 года Якову Чапичеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. |
Борис Ярославцев
|
|
Этот снимок известен всем. Он печатался в десятках изданий у нас и за рубежом. Причем всегда без упоминания фамилии автора.
И, несмотря на то, что в фотоальбоме издательства «Планета» «Ради жизни на земле» под фотографией появилась строка «Фото Бориса Ярославцева», этот снимок по-прежнему остается безымянным в многочисленных публикациях и экспозициях различных музеев. Видимо, человеческая память о горьких и героических днях начала войны прочно пристегнула и имя автора снимка ко всем без вести тогда пропавшим...
Бывший фронтовой репортер после войны много лет трудится в газете «Московская правда».
А в тот день, когда была сделана эта фотография - 29 июня 1941 года - он, фотокорреспондент газеты «Во славу Родины», прибыл в район боев под Кишинев.
Фашисты бомбили город регулярно утром и вечером, по два часа каждый раз. Знаменитая ныне фотография была сделана на самой окраине города утром 29-го. Когда прошла первая волна самолетов и Ярославцев выбрался из укрытия, он увидел, что фашистские «стервятники» заходят на второе пикирование. Но еще раньше фотокор увидел то, что теперь видите вы. Выхватил из футляра «лейку» и прямо так, как стоял в рост, так и нажал на затвор. Раздались взрывы. Он тут же свалился в соседнюю щель…
Откуда были эти ребята? Живы ли?
Борис Николаевич не знает. За войну будет еще не раз так: кадр - и вперед, вперед, вперед! Многие его товарищи-газетчики не вернутся с войны домой. Ярославцев вернется. И сохранит свой архив. Сохранит надежду разыскать своих героев.
Ярославцев уже не помнит, сколько раз он встречал свою фотографию, напечатанную без его фамилии. «Твоя?» - интересовались коллеги. «Моя», - отвечал Борис Николаевич. «Так что же ты?!» - негодовали друзья. «А что? - отмахивался бывший фронтовой фотокор. - Не в этом же дело - главное, чтобы показать ужас войны, чего она нам, нашим детям, стоила...»
Петр Новиков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|